Суббота, 12 октября 2024

Обновлён:05/05 | 12:51

История города Николаевская Церковь

Николаевская Церковь

E-mail Печать PDF

...Колокольня Никольской (Николаевской) церкви и по сей день самое высокое здание г.Венева, а так же одно из самых старинных сооружений Тульской области. Оно и теперь является для веневцев символом нашего города...

Город Венев ведет свою историю с начала XIII века. В конце XIV-в. он упоминается в числе рязанских городов. В XV вене Венев был куплен московским князем Василием Темным (111) и с тех пор являлся форпостом на южных границах Московского княжества. В дальнейшем Венев с окрестностями становится частью, возведенной при Иване IV, Грозном, Засечной черты. Здесь возводятся крепости, острожки, городки, за стеной которых население укрывалось от татарских набегов. Лишь покорение казанского и Крымского ханств позволили жителям Венева перейти к мирным занятиям. И в 1777 году Екатерина II присвоила городу статус уездного.

Вот что представлял из себя Венев в начале XIX века. Правнучка известного историка Татищева, побывавшая в Веневе в 1806 году, оставила такие воспоминания: «Городок очень плохой: домов каменных мало, крыши есть и тесовые, но большей частью, в особенности, по опушке, города, все соломенные и хатки-мазанки. Церкви есть очень хорошие: видно, что горожане пекутся более о благолепии дома Божья, чем о своих жилищах». И действительно к концу XVIII века в городе действовали семь каменных храмов: Богоявленский, Казанский, Покровский, Введенский, Преображенский, Иоанно-Предтеченский и Воскресенский собор. Жители города строили храмы на собственные средства, и, по-видимому, решили выстроить в начале XIX века более величественный, все остальные храмы – Никольский.

Колокольня Никольской (Николаевской) церкви и по сей день самое высокое здание г. Венева, а так же одно из самых старинных сооружений Тульской области. Оно и теперь является для веневцев символом нашего города.

Резолюция на постройку церкви, была выписана консисторским указом, от 25 января 1801 года. Городские власти обратились с просьбой к тульскому архитектору Сокольникову. План новой церкви оказался слишком дорогим для постройки его, силами и средствами горожан. Пришлось прибегнуть к помощи московских меценатов. Один из них, именитый московский купец Матвей Филатович Ярцев, бывший крестьянин д. Коломенское, пожертвовал в разное время на постройку церкви крупные суммы денег. Желая увековечить его имя, прихожане вместо предела во имя Феодосия Потемского Чудотворца устроили предел святого апостола Матфея - патрона благотворения.

Но постройку храма затянулись на долгие сорок два года. Ведь само здание было столь грандиозно, что сохранившаяся колокольня и теперь поражает нас своей величавостью.

Длина здания от колокольни до алтаря составляла 107 аршин (78 метров). Такое здание сохраняет свою прочность за счет того, что покоится на каменной плите. По приданию при рытье котлована была обнаружена монолитная каменная плита, на которой и было воздвигнуто здание храма.

И это вполне объяснимо, так как мощные известняковые пласты залегают на территории города и окрестностей очень неглубоко.

Строительство здания в 1812 году было прекращено, так как деньги, предназначенные на постройку храма, были потрачены на вооружение веневского ополчения, участвовавшего в войне с французами. Сначала в церкви были отстроены пределы, которые были освящены в январе 1817-го епископом тульским. Симеоном. Сама церковь была освящена уже в августе 1843 года, епископом Дамаскиным.

В 1834 году в городе бушевал страшный пожар. Сильно пострадала колокольня Никольской церкви, на которой выгорели все деревянные части: лестница и шпиль. Горящие обломки с колокольни разносились ветром на nСтрелецкую слободу, от которых она и сгорела. Около 25 лет колокольня стояла без шпиля и креста. Только в 1860 году церковный староста М. П. Гладушев с другими благотворителями отремонтировал колокольню, достроив четвертый этаж. Высокий шпиль был обит жестью. На колокольне было повешено 6 колоколов общим весом 530 пудов.

Здание церкви было всюду украшено колоннами, фризами, лепниной, суффидами, карнизами отменной работы. Вокруг церкви была возведена величественная ограда из белого камня. Современники заметили, что камня, потраченного на строительство ограды, хватило бы на постройку небольшой сельской церкви.

Возведение такого прекрасного храма требовало множества строительного материала, которым изобиловали каменоломни близ д. Бяково и многочисленные открытые, карьеры.

По преданию для удобства строительные леса в виде настила была сделаны от Торговой площади (ныне пл. Ильича) к стенам церкви. По ним на лошадях завозили стройматериалы: кирпич, камень, известь, песок.

Внутреннее убранство Николаевской церкви было по воспоминаниям современников грандиозным и привлекательным. Стены церкви изнутри были оштукатурены и зашлифованы под мрамор, потолок украшала роспись из истории святого завета. Иконостас возвышался до самого купола, был расписан живописными картинами и отделан резьбой.

По замечаниям Каменского, написавшего историю церквей Тульской епархии, Николаевская церковь не была слишком богатой. При ней не было ни пашенной, ни луговой, ни даже усадебной земли. Хотя для содержания и в пользу церкви был составлен капитал в размере 7318 рублей в ценных бумагах и ассигнациях. На проценты от этого состояния и обеспечивался приход.

К Никольскому приходу были приписаны две церкви: Покровская и Богоявленская с отделанным при ней теплым пределом во имя Казанской Божьей Матери. Тут следует упомянуть такую историю: когда затевалось строительство Никольского храма, предполагалось снести на Красной площади пять зданий (из них одну харчевню) и само здание Покровской церкви, которая называлась Старой Никольской. Материалы: камень и кирпич, предполагалось употребить на постройку нового храма. Но стараниями купца Якова Максимовича Бородина Покровская церковь (близ Дома пионеров) осталась и даже была отремонтирована. Впоследствии ее использовали для зимних богослужений.

Богоявленская и Казанская церкви остались от упраздненного мужского Богоявленского монастыря и приписаны к Никольской церкви, как к самой ближней. Прихожан в Никольской церкви было немного: от момента начала ее строительства и по 70-е годы XIX века их было около 1000 душ (мужского пола). Кроме горожан к приходу Николаевской церкви принадлежали жители Коломенской слободы, деревень Заломы; Курмышки, Кузьминки.

И в заключение нашего исторического экскурса хотелось особо отметить деятельность меценатов и радетелей в деле строительства Никольской церкви.

  • Первый староста церкви Я. М. Бородин и два его брата были бессменными помощниками в строительстве и благоустройстве храма и прослужили почти 60 лет.
  • Максим Петрович Гладушев, чьи предки были основателями Старой Никольской (ныне Покровской) церкви, был организатором ремонта сгоревшей колокольни.
  • Купец и церковный староста Киреев, избранный на эту должность в 1868 году, продолжал обустраивать внутреннее помещение церкви, ремонтировал полы, рамы, иконостас.

С закрытием прихода в начале 30-х годов нашего века церковь подверглась разграблению. Во время Великой Отечественной войны колокольня пострадала и сейчас на ее стенах видны следы от пуль и снарядов. Здание церкви было разобрано в конце 40-х годов. Хотели разрушить и колокольню. Но взрыв нанес бы вред окрестным домам, поэтому она уцелела.

Хочется надеяться, что реставрационные работы по восстановлению колокольни будут когда-то закончены, и она по прежнему будет радовать нас своим прекрасным обликом.

Материал подготовила Т.Клянина, Директор краеведческого музея. "Красное Знамя" 14.05.1994