Воскресенье, 10 ноября 2024

Обновлён:05/05 | 12:51

История города Каменные палаты

Каменные палаты

E-mail Печать PDF

Единственным в Тульском крае, а потому исключительно ценным памятником каменного гражданского зодчества позднего средневековья являются так называемые Каменные палаты на Красной площади в городе Веневе.

Достоверных сведений о назначении и владельцах палат не сохранилось. Поскольку известно, что от трудов праведных не наживешь «палат каменных», можно предположить, что дом был построен для кого-нибудь из сословной верхушки.

В одном серьезном искусствоведческом труде (Тиц А.А. «Русское каменное зодчество XVII века») веневский дом назван (без указания источника) «кирпичными палатами архиерея в г.Веневе». Сведения эти ошибочны уже потому, что в Веневе никогда не было архиерея. Тем не менее принадлежность палат духовному ведомству возможна: в Тульском областном Государственном архиве (фонд 147, т. I) хранится «Записка о монастырях Тульской губернии». Ни фамилии ее автора, ни даже написания в записке не указаны. Сотрудники архива узнают в почерке записки руку известного историографа Тульского края И. Сахарова; время написания — первая треть XIX столетия.

В записке приводятся сведения о Богоявленском мужском монастыре, находившемся в старину в Веневе и упраздненном в 1764 году. Главным храмом монастыря названа Богоявленская церковь, стоящая теперь на Красной площади неподалеку от Каменных палат. Не исключено поэтому, что палаты входили в состав монастырских построек и служили то ли домом настоятеля, то ли главным административным зданием монастыря. Об этом говорит, быть может, и рисунок кирпичного узорья на лопатках первого этажа, отдаленно напоминающий форму креста.

Каменные палаты — двухэтажное нарядное каменное здание, почти симметричное в плане (не сразу заметить, что северное крыло дома короче южного). Крупные ризалиты (части здания, выступающие за основную линию фасада) посередине восточного и западного фасадов придают зданию -богатую пластичность и известную долю монументальности. Горизонтальная тяга на уровне пола второго этажа четко делит дом по высоте на две части. Архитектурное убранство подчеркивает главенствующее значение верхнего «господского этажа»: углы здания и ризалитов укреплены пучками полуколонн, «дудочек», высокие окна украшены сандариками (небольшие карнизы или фронтоны над дверьми или окнами) «разорванной формы». Нижний — служебный — этаж украшен значительно скромнее: лопатками по углам и плоскими окопными наличниками. Одномаршевая лестница на второй этаж вынесена из основного объема и размещена вдоль южного фасада, придавая ему характер, типичный для XVII века.

Архитектура палат говорит о том, что они строились в начальный период стилевого перепутья, когда древнерусское зодчество уже уходило со сцены, а композиционные принципы архитектуры нового века еще не закрепили свои господствующие позиции. От ухода позднего средневековья еще сохранилась терпимость к некоторой ассиметрии фасадов и вынос лестницы на второй этаж из основного объема. О принципах Нового века говорит трехчастность фасадов, акцентирование главной композиционной оси устройством ризалита и мансарды (жилое помещение над крышей), введение элементов ордерной системы (колонны, пилястры и т д.). Об архитектурном перепутье того времени говорит недопонимание зодчим еще новых для него форм и деталей, приведших к наивным ошибкам при их применении.

Суммируя, можно с уверенностью предполагать, что Каменные палаты в обстановке небольшого провинциального города, каким был Венев на рубеже XVII—XVIII столетий, являлись предметом законной гордости и восхищения любящих свой древний город веневцев...

...Палаты на веневской Красной площади — единственный выявленный пока в Тульской области памятник nкаменного гражданского зодчества XVII—начала XVIII столетий, он заслуживает детального научного обследования, изучения и сохранения.

Материал подготовил Т.Чуликов, краевед. "Красное Знамя" 14.07.1998